- Павел, Апостол
- Па/вел, Апо/столособо избранный Богом служитель для возвещения Евангелия во всем Еллинском рассеянии (см.) и язычникам (см.).Хронология трудов, путешествий и служения ап. Павла после его обращения приведена в нижеследующей таблице.32 г. обращение,32-35 гг. Дамаск и Аравия,35 г. посещение Иерусалима,35-42 гг. Тарс,42-44 гг. Антиохия (с Варнавою),44 г. посещение Иерусалима,45-48 гг. первое проповедническое путешествие (Деян 13.4-14.27),Савл стал называться ап. Павлом (Деян 13.2,9,13),50 г. посещение Иерусалима,50-53 гг. второе проповедническое путешествие (Деян 15.36-18.22),написание 1Фес; 2Фес,53 г. посещение Иерусалима,54-57 гг. третье проповедническое путешествие (Деян 18.23-21.8),написание Гал; 1Кор; 2Кор; Рим,58 г. приход в Иерусалим, арест,58-59 гг. Кесария,60 г. переправка в Рим; написание Еф; Кол; Флм,61-63 гг. в Риме; написание Флп; 1Тим; Тит,66-67 гг. второе заключение; написание 2Тим; Евр; казнь.Из Деян 26.10 ("подавал голос") заключают, что он был членом синедриона, следовательно, родился около 1 г. по РХ и был ко времени его призвания не моложе 30 лет. Его еврейское имя было Савл (испрошенный) (в оригинале-Саул, как первого израильского царя), а его имя Павел (маленький) было греческим и было дано ему, видимо, при рождении, как римскому гражданину (Деян 22.28). Он родился в Тарсе, в Киликии (Деян 21.39) и, надо полагать, получил хорошее начальное образование в этом же городе, славившемся своей ученостью. Позже он учился в Иерусалиме у наиболее известного в то время учителя-Гамалиила (Деян 22.3) и сделался ревностным последователем фарисейского учения (Деян 26.5). Принимая участие в гонениях на христианское учение (а может быть и возглавляя его) он невольно послужил, ещё не обращенный, распространению этого учения далеко за пределами Иерусалима. После же своего обращения на пути в Дамаск (Деян 9.3-6), прозрения, крещения (Деян 9.17-18) и удаления на некоторое время в Аравию (Гал 1.17), ап. Павел сделался ревностным и неутомимым тружеником в деле возвещения благой вести. В Деян 13.1 он назван пророком и учителем. Хотя ап. Павел и был высоко образованным человеком, он не от людей обучился всей своей истинной премудрости, но принял её непосредственно через откровение Иисуса Христа (Деян 26.16; 1Кор 11.23-32; Гал 1.11-12).После своего обращения из иудаизма в христианство в 32 г. по РХ ап. Павел очень много потрудился в проповеди Евангелия. У всех, слушающих официальных церковных проповедников определенно складывается впечатление, что он в своих проповеднических путешествиях обратил в христианство почти всю языческую Европу, дойдя по некоторым источникам чуть ли не до Испании. На самом деле ап. Павел проходил по так называемому "Еллинскому рассеянию" (Ин 7.35) - местам жизни рассеянных по многим странам иудеев, и им одним нес благую весть, которую они могли понять, потому что каждую неделю читали и изучали Писание.В богословской литературе и семинарских учебниках официальной христианской (см.) религии за ним закрепилось звание "Апостол язычников", но "язычники" ап. Павла это вовсе не любые варвары с улиц городов Римской империи и тем более не народы других континентов, это всегда прозелиты (см.), которые слышали, изучали и даже исполняли закон, которые, следовательно, понимали, о чем говорит ап. Павел, постоянно ссылавшийся в своих проповедях на самые важные места из Писания. В Гал 3.13,14 он и себя причислил к этой семье "язычников". Индейцы, аборигены Австралии и другие далекие от мест рассеяния иудеев народы вряд ли понимали бы его.Планировал ли он ходить к другим язычникам? Конечно, нет! В ареопаг его затащили силой и вскоре его оттуда прогнали, хотя там собирались очень образованные люди (Деян 17.16-33). О других просто и не стоит говорить.Ап. Павел совершил три дальние похода с проповедями, которые описаны в Деяниях Апостолов и которые в современной религиозной литературе названы "миссионерскими путешествиями". Естественно, теперь по примеру этих путешествий устраиваются аналогичные, но уже организованные по всем правилам науки поездки и евангелизационные мероприятия во всех странах мира.Книга Деяний Апостолов была закончена евангелистом Лукой около 62 г. в Риме, во время последнего заключения ап. Павла. В это время уже начались гонения на Христиан, рукописные документы постоянно уничтожались, поэтому все новозаветные писания сохранялись и передавались только в постоянно переписываемых (и не исключено, что иногда и по памяти) копиях. В 1Кор 5.9 есть ясное свидетельство того, что было по крайней мере ещё одно Послание ап. Павла, но оно было утрачено. Можно полагать, что были и другие.До наших дней дошли лишь копии с копий всех Священных Писаний, датируемые самое раннее 4-м веком по РХ, а также многочисленные цитирования Евангелий и Посланий в трудах так называемых "отцов церкви" этого же и последующих веков (см. Библия, церковь).Не будем забывать, что 4 в.-это век признания христианства римскими императорами и дальнейшего провозглашения его официальной государственной религией, принадлежность к которой была сделана для всех обязательной. Без сомнения, этим как раз и объясняется тот факт, что сохраненными оказываются только документы четвертого и более поздних веков. Ведь в государственном учреждении (церкви) хранение документов было налажено лучше, чем у частных лиц (отдельных верующих), да ещё в условиях жестоких гонений. Именно поэтому при собирании всех документов в одну книгу Библию (см.) многие записи и фрагменты книг претерпели определенное редактирование, может быть даже не казавшееся в то время переписчикам особенно кощунственным, но всегда намеренно "подкрепляющее" положение новой церкви.Вот почему в Посланиях ап. Павла мы находим не только "нечто неудобовразумительное" (2Пет 3.16) но и просто похожее уже не на проповедь, а на откровенное церковное строительство, создание доктрин новой религии (вряд ли они могли принадлежать перу ап. Павла). Отметим только несколько характерных моментов.В первой половине 1 в. всего через несколько лет после распятия, воскресения и вознесения Иисуса Христа ещё не могло быть среди его последователей епископов (Флп 1.1; 1Тим 3.1-2; Тит 1.7).Не было ещё официальной практики "рукоположения" в особенности новыми священниками, которые появились, как и епископы только в официальной церкви (Деян 14.23; 1Тим 4.14; 2Тим 1.6).Только в официальной церкви могут назначаться пресвитеры, которые должны "начальствовать" (Деян 14.23; 20.17; Тим 5.17; Тит 1.5).Ещё никто никого не причислял к "лику святых", но в новозаветных писаниях подозрительно часто звучит этот термин (Мф 27.52; Лк 1.70; Деян 9.41; 26.10; 1Пет 3.5; Рим 12.13; 16.15; 1Кор 6.1,2; 2Кор 13.12; Еф 1.18; 3.8; 4.12; 6.18; Кол 1.12; 2Фес 1.10; Евр 13.24; От 5.8; 8.3,4; 13.10; 14.12; 16.6; 17.6; 18.24; 19.8; 20.8). Совершенно неуместным является также появление этого эпитета в заголовках всех книг Нового Завета (как и подобострастное приложение титула Апостол к именам Иакова и Иуды, см.).Приложения к церкви характеристики "столп и утверждение истины" (1Тим 3.15) прямо определяет её как "руководящую и направляющую силу общества". И повторять это много раз в Библии не нужно. Одного раза вполне достаточно, чтобы на века официальная церковь "законно" стала считать себя такой силой.В Деян 14.22 и подобных местах эдак незаметно подсовывается учение о "страдальческом пути" входа в Царствие Божие, такое любимое современной церковью. Не хватает только вериг и самоистязания и будет готов самостоятельный путь человека на небо. Какова тогда роль страданий Христа? Не мог так говорить Апостол Христов! Не мог он противоречить словам Христа: "Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него" (Мк 10.15).Об использовании постоянно термина "церковь" см. соответствующую статью.Не потому ли М.Лютер считал, что некоторые из Посланий ап. Павла вообще не могут принадлежать его перу (например, Послание Евреям)?Вот описание всех проповеднических походов ап. Павла.1. Деян 13.5, синагоги в Саламине. Деян 13.14, синагога в Антиохи. Здесь сказаны знаменательные слова, определяющие всё проповедование Евангелия Апостолом "язычников" Павлом: "Io?e a?aoey, aaoe ?iaa Aa?aaiiaa, e aiyueany Aiaa ia?ao aaie! aai iineaii neiai nianaiey naai" (Деян 13.26). "Боящиеся Бога между вами"-это так называемые прозелиты и пришельцы (см.), обрезывавшиеся и жившие общинно с иудеями и выполнявшие частично или полностью закон Моисеев. Из-за того, что некоторые иудеи (в основном, конечно, начальствующие) не могли принять его проповеди и ап. Павел обратил свою проповедь к язычникам (Деян 13.46) понимать это совсем буквально, конечно, не следует. Язычники, "которые были предуставлены" (Деян 13.48) совершенно определенно не были любыми язычниками с улицы, но только те, которые могли понимать слова ап. Павла, которые в эти трудные времена были каким-то образом к такому пониманию подготовлены. Следовательно, ап. Павел, как и все другие Апостолы и Евангелисты, обращался только к своим и своих он никогда не оставлял. Больше того, он и прозелитов, и боящихся Бога использовал на пользу своим, как он признался в Рим 11.14.Далее. Деян 14.1, снова синагога, Икония. Деян 14.17, ап. Павел побит камнями. Кем? Конечно, иудеями, больше никто не применял такой казни.2. Деян 15.41, Сирия и Киликия, церкви (точнее-общины), которые ап. Павел посетил раньше (15.36). Проходя по городам, заходили к "верным". Деян 16.12-13, Филиппы, молитвенный дом иудеев у реки (для омовений). Деян 16.27-34 темничный страж, уверовавший при виде чуда (о том, из "каких" он был, ничего не сказано). Деян 17.1-2, Фессалоника, синагога. Деян 17.4, прозелиты. Деян 17.10, Верия, синагога. Деян 17.17, Афины, синагога, иудеи и прозелиты и "встречающиеся" (непонятно, может быть, философы). Деян 17.22,34, ареопаг, некоторые уверовали (возможно, из тех, кто чтил "неведомого Бога"). Деян 18.1,4, Коринф, синагога. Деян 18.6-7, переход к язычникам (прозелиту, жившему рядом с синагогой). Деян 18.19, Ефес, синагога.3. Деян 19.1,8, Ефес, ученики, синагога. Деян 19.9-10, там же, училище некоего Тирана, ученики (видимо, уже знакомые ап. Павлу), иудеи и прозелиты. Деян 20.6, Троада, ученики.Не ходил ап. Павел к другим язычникам по причине абсолютной бесполезности этого. Только у современных миссионеров и всяких гастролеров-проповедников всё так просто: "Придите, примите Христа в ваше сердце и вы станете другим человеком!" Что язычник знает о необходимости спасения? А вот стать сильнее и здоровее он постоянно хочет. Что он слышал о Боге? Об истинном Боге, а не о том, что "что-то есть, конечно, над нами". Это первое. Есть и второе. Как это может человек принять или не принять кого-то в свое сердце по своей воле? Человек вообще ничего не может делать в отношение Бога по своей воле (см. воля человеческая)! Не стоит даже и слушать этих проповедников! Это всё неслыханный обман! По словам всех этих проповедников человек и вправду "кузнец своего счастья". Но это ложь. Сколько есть на свете несчастных, больных и калек. Разве они хотели "сковать" себе такое счастье? Могут ли они выйти из этого состояния по "своей воле"? Конечно, нет (см. Ин 9.1-3).В Священном Писании ясно говорится: "Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец" (Ин 6.44). Это говорит Сам Христос, но эти проповедники делают человека сильнее Его. Мыслимо ли такое? Далее, и сверх того, эти слова Спаситель говорит исключительно Своим! "Я послан только к погибшим овцам дома Израилева" (Мф 15.24). Не ходил Он с проповедью Царства Небесного даже в ближайшие страны, но говорил эти слова исключительно народу, из которого был рожден по плоти. Из Лк 22.30 видно, что в Царстве Его совсем не видно язычников, но только (все) колена Израилевы, иудеи, к которым причислены и прозелиты, то есть боящиеся Бога среди них! "Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога" (Рим 2.28-29).Полагают, что Иосиф Флавий (иудейский военачальник, перешедший на сторону римлян и впоследствии ставший известным еврейским историком), который прибыл в Рим в 63 г. и исхлопотал у Нерона, римского императора, через его супругу Поппею, освобождение для некоторых еврейских священников, добился также освобождения и для ап. Павла. После этого ап. Павел, возможно, совершил путешествие в Испанию (Рим 15.24,28), хотя достоверных данных об этом нет. Подтверждение этому усматривается лишь в следующих словах послания Климента к коринфянам: "...научив весь мир праведности и дойдя до крайних границ на западе..." Некоторые места в Посланиях самого ап. Павла (1Тим 1.3; 2Тим 4.13,20; Тит 1.5; 3.12) говорят о том, что он совершал поездки после своего заключения в Риме, следовательно, пользовался свободой.О кончине его известно только то, что он был обезглавлен мечом (как римский гражданин) одновременно с распятием ап. Петра в Риме. Некоторые полагают, что это произошло в 64 г., но если он пользовался свободой после своего первого заключения, как отмечено выше, то это скорее произошло в конце правления Нерона, то есть в 67 или 68 г. (См. Библия, миссионерство, Новый Завет, Сергий Павел, христианство, Церковь, церковь, язычники).
Библейский словарь. Н.Глубоковский. . 2014.